Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

Лирика, геометрия, Кустодиев и Шуберт...


Позавчера посетил Музей (наборы с моими и Власовскими открытками теперь можно будет приобрести в киоске на входе). Посмотрел выставку «Российская абстракция: лирика и геометрия», гвоздём экспозиции которой является работа Казимира Малевича, привезённая из Новосибирска. Висит она отдельно от всех остальных, на задрапированном чёрном фоне. Ну Малевич и Малевич… Видел я его неоднократно. Грустный, энергетичный, сам в себе… Когда-то, когда было мне 17 лет, и поступил я на художественно-оформительское отделение Тюменского училища искусств, предварительно закончив обучение в средней школе № 26 (замечательной, кстати говоря, школе), поехали мы с Мамой и Ромой к Бабушке Ире в Брест. И в Бресте, в книжном магазине недалеко от кинотеатра “Беларусь”, увидел я огромный фолиант Ларисы Шадовой по супрематизму изданный в Германии.
 … Какой я был счастливый, когда тащил этот трёхкилограммовый том на ул. Гоголя… Тогда и слыхом не слыхивали ни про какие “Чёрные квадраты”, супрематизмы и прочее... большинство советских людей. А я уже знал. Через Маяковского… Через футуристов, которые в ту пору очень меня интересовали…
Лисицкий, Удальцова, Пуни, Чехонин, Розанова, Попова, Суетин, Татлин, Родченко, Клюн… Целая плеяда художников, определивших на некоторое время авангардный стиль советской эпохи… Стиль, по которому нас до сих пор узнают и различают... Стиль гигантских тектонических культурных сдвигов и перемен…Так вот, во времена сталинского ампира, убогих мещанских брежневок, типовых хрущёвок и бараков… Во времена гарнитуров и стенок с хрусталём, а также ковриков с оленями, и также дорогостоящих индийских – без них… Во времена, когда уличными иконостасами являлись портреты членов ЦК, – книга про супрематизм была для меня большой ценностью. Жизнь вокруг витиевато деформировалась, а тут прямые линии, круги - никакого вранья…
Супрематизм  (КНИГА)

Сейчас, когда кругом прямые углы и линии. Когда “хай-тек” стал образом жизни целого поколения, а мечты конструктивистов почти сбылись, приобретя при этом, довольно странные, зачастую уродливые, формы… Когда “дизайн”, окружающий нас со всех сторон, стал “ВСЕМ”, перестав при этом быть различим и узнаваем…а основная функция, которую он выполняет, – функция обслуживания потребляющих вокруг "всего и вся"… тянет к чему-то другому…
К Боровиковскому, например. К Кустодиеву, чья купальщица до сих пор стоит вполоборота и смотрит на меня, а на её розовой заднице по-прежнему играет солнце… К неизвестному немецкому художнику начала ХIХ века, оставившего нам удивительный портрет Шуберта. (Каким образом он попал в Тюменский Музей Изобразительных Искусств, честно говоря не знаю), так же, как и портрет Бисмарка кисти Франса Ленбаха, так же, как и “Венчание Богоматери” итальянца Гарофало (16 век), и изумительный женский портрет ещё одного “Неизвестного” 18 века, скорее всего из Франции, художника…
Вот куда меня тянет и потянуло после просмотра «Лирики и геометрии»... Лирику я там обнаружил лишь в работах В.Кандинского, А.Поздеева (грубой минималистичной линогравюре с треугольником и кругом, в итоге изображающем человека), ну и ещё в нескольких работах, в том числе, наших тюменских авторов – Чугунова, Новика, Юдина… Мимо большинства других прошёл, не отягощённый никакими сопереживательными эмоциями. С равнодушием, то есть…

Работы вышеупоянутых известных и неизвестных мастеров можно увидеть на выставке, соседствующей с абстракционистской, которая называется: «Арт-коллекция. Русское и западноевропейское искусство XVIII — начала XX веков» (из фондов ТМИИ).
Рекомедую…
Tags: Мысли вслух..., О себе, Рассказы о художниках, Текущее...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments