Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

«Звёзды не исчезают» или “Возвращение надежды”



О Микаэле Таривердиеве…  (часть 2)
(опыт личных со-прикосновений и воспоминаний)

О.Фёдоров - О Микаэле Таривердиеве - 4-1

4

В 2006 году я сделал фильм об Отце. Это был мой первый опыт видеомонтажа и телевизионной режиссуры. Фильм длился 28 минут. ГТРК «»Регион-Тюмень» выделила для меня время в монтажной и по мере необходимости давала операторов… Работа над фильмом (назывался он «Я знаю – истина за горизонтом…») шла полгода. На шесть с половиной часов было записано только интервью с друзьями и коллегами Юрия Михайловича).
Кроме этого были поэтические вставки. Фрагменты хроники… Что-то осталось в фильме, что-то не вошло в него. Не вошла видеоновелла «По вечерам». Она было смонтировано из семейной кинохроники конца 60-х, начала 70-х годов…

А самый первый мой опыт визуализции таривердиевской музыки – вокальная композиция «У тебя такие глаза» (стихи С.Кирсанова, исполнила её в своё время Майя Кристалинская), которая идеально ложилась на образ моей Мамы и эпоху конца 60-х… Московские чёрно-белые улочки, трамваи и провода с 16-миллиметровой плёнки, оживающей в рокоте мотора кинопроектора «Русь», отснятой и проявленной когда-то моим Отцом… К сожалению, эта работа была утеряна.

А потом мне предложили принять участие в региональном фестивале видеоклипов «Люблю тебя…». Вначале я отказался. «Зачем», - думаю, - «мне это нужно?»… Но потом вспомнил про песню Микаэла Таривердиева на стихи Григория Поженяна «Я такое дерево…» в исполнении Елены Камбуровой… И мне захотелось визуализировать её. В дальнейшем я обозначил форму, в которой это было сделано, как «видеоэссе». В то время, я достаточно серьёзно занимался фотографией. Снимал бесконечно, в том числе детей, друзей, знакомых…  Второе видеоэссе (видео-новелла, точнее будет сказать) называлось «Элегия». Это была городская зарисовка с музыкой Иогана Себастьяна Баха в аранжировке любимой мною американской джазовой группы «Modern Jazz Quartet». К моему величайшему удивлению, а также к удивлению подавляющего большинства  участников этого фестиваля (за призовые места сражалось около 40 региональных телекомпаний), «Дереву» присудили 1-е место, а «Элегию» отметили дипломом финалиста…

Учитывая тот факт, что выдвигал я свои работы как «свободный художник» – одиночка, никакого профессионального режиссёрского и теле-образования не имел, ну и самое главное, работы мои не носили ярко выраженного регионального характера, а скорее наоборот – общечеловеческого, решение о присуждении видеоклипу «Я такое дерево…» первого места было нестандартным…

Тогда же я предпринял первую попытку найти Веру Таривердиеву и показать ей то, что получилось. В первую очередь меня волновал вопрос авторских прав. С московской актрисой Татьяной Абрамовой (она входила в состав жюри) я передал диск... Она пообещала найти и передать его Вере Гориславовне, но история не увенчалась успехом…


Результатом моего участия в фестивале стала поездка в Европу в 2006 году, о чём я когда-то уже подробно писал.
(вместе с дипломами мне вручили сертификат на двухнедельный отдых в Турции, который впоследствии я обменял на автобусный тур по Европе).  Можно сказать, что в определённом смысле Микаэл Леонович сделал мне такой неожиданный подарок… По крайней мере, именно благодаря «Дереву…» я увидел Париж, Берлин и Варшаву. Побывал в Венеции и в Милане. Походил по залам Дрезденской галереи, Лувра и музея Дорсе. Окунулся в средиземноморские воды лазурного побережья…
Вернувшись, я повторил попытку найти Веру. Отправил диск со своими фильмами на телеканал «Культура» с просьбой передать его вдове композитора. Спустя какое-то время получил вежливый ответ, мол, всё хорошо, но показать не можем, «неформат»… Присылайте что-нибудь ещё…
О Таривердиевой ни слова…**

Чёрная шкатулка
"Чёрная шкатулка" Людвика Ашкенази из нашей библиотеки...

5


С тех пор прошло 6 лет. И вот, в прошлом году в одной из социальных сетей вновь промелькнула её фамилия. Для очистки совести, написал ещё раз (в какой-то момент я уже писал ей. Она тогда не ответила): «так мол и так, когда-то сделал то-то, хотелось бы узнать как вы к этому относитесь, имею ли право? И прочее…». Что за человек Вера, я не слишком хорошо понимал… Видел, конечно, периодически по телевизору на концертах, посвящённых Микаэлу Таривердиеву (появляется она в нём (в телевизоре), кстати, довольно редко), читал какие-то статьи, интервью… Вера ответила. Выяснилось, что «Дерево» смотрела, новелла «По вечерам…» ей очень понравилась, «АЗОРСКИЕ ОСТРОВА», как выяснилось позже, тоже… Она даже хотела воспроизвести некоторые из выпусков «АЗОРСКИХ» в своей программе «Авангард Микаэла Таривердиева» на «Радио России», но оказалось, что ВГТРК не имеет права (или возможности) цитировать фрагменты программ других радиостанций… В общем, завязалась переписка… Спустя какое-то время я выслал ей свои книжки. Она – свою «Биографию музыки» в двойном экземпляре для меня и для «Радио Победы» в лице Валерия Чупина, который когда-то и открыл для меня (если вы помните первую часть этой статьи) неизвестного мне, «нового Таривердиева…***

А в свой недавний приезд в Москву мы встретились. Произошло это в «благотворительном фонде Микаэла Таривердиева», расположившемся в одном из переулков, недалеко от дома на Большом Каретном, знаменитого тем, что в нём прошла часть юности Владимира Высоцкого… Проговорили мы с ней несколько часов подряд... Вера оказалась очень тёплым и открытым для общения человеком… На её хрупких плечах – «Международный конкурс органистов им. Микаэла Таривердиева»,  организация концертов и вечеров, посвящённых Микаэлу Леоновичу, выпуск и переиздание книг, дисков, пластинок…

«Лебединая верность» - так называется довольно объёмное интервью в котором достаточно полно обозначен спектр направлений, в том числе и подвижнической деятельности этого человека… В разговоре со мной она озвучила, например, идею о создании фестиваля «ДЕКАБРИСТСКИЕ ВЕЧЕРА», который бы объединял наиболее интересных музыкантов, поэтов, художников, живущих в провинции… Казалось бы, зачем ей это нужно? Вроде бы, и так забот хватает… Такой вот человек...
Через день она пригласила меня на творческий вечер Сергея Урсуляка в клубе «Эльдар». Мы ехали на машине Веры вместе с Александром Гиндиным, выдающимся пианистом современности, её одноклассником и другом семьи… Потом я сидел через кресло от Эльдара Александровича Рязанова. Немножко даже успели с ним поговорить… Я стал рассказывать про Веру Павловну Строеву, которую он, конечно же знал, и Глазкова
, а он тут же процитировал его стихи:

Я на мир взираю из-под столика.
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
тем для современника печальней

К чему я об этом… К тому, что рано или поздно всё возвращается. И хорошее и плохое. Как Ипполит и Надежда в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром!»…

Благотворительный фонд М.Таривердиева (Вера)
Вера Таривердиева. Благотворительный фонд Микаэла Таривердиева. 24 февраля 2013

6

Но, вернусь к главному… Статья ведь называется «О Микаэле Таривердиеве», пусть и с «опытом личных со-прикосновений и воспоминаний»…

Конечно, в полной мере и даже более того, он был - шестидесятником.
Нежность и мужественность, изящество и простота совмещались в нём самым естественным образом... Поэтическое мировосприятие, интеллектуальная утончённость и знание основ Жизни, ощущение себя как части своей большой и малой Родины, любовь к людям самых земляных, насущных профессий…

Мне кажется, ему удалось сосчитать, почувствовать, протранслировать какую-то высшую музыкальную гармонию в своих  произведениях, подобно Иогану Себастьяну Баху и Амадею Вольфгангу Моцарту… Тема «возвращения Надежды» из «Иронии судьбы…» - одно из самых ярких тому подтверждений…
Потому что в этой музыке удивительным образом соединилось всё… И эта редкая минута, которая выпадает, может быть, раз в жизни, а потом согревает тебя вечность…

О.Фёдоров - О Микаэле Таривердиеве - 8
Один из разворотов книги Веры Таривердиевой "Биография музыки"...

7

Микаэл Таривердиев был невероятно красивым человеком.

Человеком европейского мироощущения и склада. Русским европейцем с армянскими и грузинскими корнями. То, что он делал на сцене как исполнитель было абсолютно уникальным явлением…Можно, конечно, вспомнить Жоржа Брассанса, Жака Бреля, Ива Монтана… Но, с определённой долей условности… Он действительно был «другое дерево»… Никакого актёрства, неспешный доверительный разговор со слушателем-зрителем, полунапевы, полуречитатив, полунашёптывание, полупение…

Не знаю, обращал ли кто-нибудь на это внимание, но в профиль на некоторых фотографиях он удивительно похож на Экзюпери.
Его музыку практически невозможно испортить. Я просмотрел несколько концертов, на которых современные «звёзды» исполняли его песни. Это, на удивление, можно смотреть и слушать…
Есть даже очень удачные номера. Срабатывает эффект какого-то особого свойства - деликатности и возвышенности, возникающих при со-прикосновении самых разных людей с его музыкой…

Что касается моих личных… Если опять пойти по кругу - то на  протяжении трёх лет на волнах «Радио «La Femme» два раза в неделю выходила моя трёхчасовая ночная литературно-музыкальная программа «ПолУночный ковбой» в прямом эфире. Ни одного эфира не обходилось, конечно же, без музыки, песен и голоса Микаэла Таривердиева…
В стихотворении «Вот так вот, мама…» упоминается «пронзительная таривердиевская тема из «17 мгновений» весны»...****
Многие выпуски «АЗОРСКИХ ОСТРОВОВ» наполнены музыкой Микаэла Таривердиева. Когда-то я читал отрывки из «Планеты людей» Экзюпери, а фоном звучали мелодии из фильмов «Русский регтайм» и «Я обещала, я уйду».
Эта музыка удивительно точно легла на прозу великого французского писателя. Как мне кажется, между этими двумя людьми было много общего – благородство, прежде всего…, внутренний аристократизм, отношение к профессии, к дружбе, к опасности, к женщине… Не зря в самом начале этой статьи я вспомнил про «Маленького принца»…

Зачем я всё это пишу? О нём написано ведь достаточно… Есть потрясающая автобиографическая книга самого Микаэла Таривердиева «Я просто живу», в которой, опять же - свободная речь, чистый слог, лёгкое дыхание, мудрость и мягкий юмор… Интеллигентность, в первую очередь… Есть книга Веры Таривердиевой «Биография музыки». Есть другие… Множество статей, интервью, фильмов, дисков, «объяснений в любви» близких и далёких ему людей…

Всё очень просто. Пишу, чтобы выразить свою благодарность… Вернуть хоть что-то… Так же, как делал я это по отношению к Николаю Глазкову, Андрею Вознесенскому, Винсенту Ван Гогу, Маяковскому, Высоцкому, Вольфгангу Борхерту  и другим…
Принимавших деятельное участие (они, естественно не подозревали об этом) в формировании моей личности… и мира, в котором я живу…

«Звёзды не умирают», - пел Микаэл Таривердиев в песне на стихи Григория Поженяна в1967 году… «Звёзды ещё вернутся…». В названии этой статьи я сделал ошибку. Написал «не изчезают»… Исправил, переслушав песню, а потом вернул обратно… Пусть будет «не исчезают». Так звучит мягче…. Главное, что они возвращаются.  А вместе с их возвращениями всякий раз, хотим мы этого или не хотим, к нам возвращается и Надежда…

13-27. 03.2013
О.Фёдоров - О Микаэле Таривердиеве - 10

Благотворительный фонд М.Таривердиева
Благотворительный фонд Микаэла Таривердиева. 24 февраля 2013

О.Фёдоров - О Микаэле Таривердиеве - 9

*  Песня была написана Микаэлом Таривердиевом на стихи Николая Добронравова, а прозвучала она в исполнении замечательной грузинской певицы Гюлли Чохели

** В содержание этого диска входил фильм, который я смонтировал спустя какое-то время после возвращения… Называется он «НА ЗЕМЛЕ НЕТ РАДИОСТАНЦИЙ…». Он состоит из пяти новелл, каждая из которых - песня в исполнении самого Микаэла Таривердиева на стихи чешского поэта, писателя и публициста Людвика Ашкенази из книги «Чёрная шкатулка», выпущенной издательством «АРТИЯ» в 1965 году и переведённой на русский язык Максимом Реллибом… Я уже писал об этой книжке и о том, что она значила для моей семьи и до сих пор значит для меня.. Это не просто книга, а уникальное явление в истории Культуры послевоенной Европы ХХ века. Чёрно-белые новеллы («Радио», «Женщины», «Сигарета», «Пара», «Верок») визуальный ряд которых состоял из «оживших» фотографий из «Чёрной шкатулки» и ещё нескольких чешских альбомов и книг 60-х годов,… перемежающихся с  заоконными автобусными цветными видео-вставками, снятыми мною в Тюмени. Чьи-то бегущие ноги, деревянная лепнина окон, солнечные зайчики на крышах и капотах пролетающих мимо машин… Фильм имел поэтический и довольно личный характер и посвящался моим родителям – Татьяне и Юрию Фёдоровым…

***  музыка Микаэла Таривердиева звучит на «Радио Победы» регулярно. И его голос… исполняющий, например, «Барбару», написанную для фильма «Ошибка резидента» на стихи Жака Превера…

****  Книга «Пианино». 2011
Tags: Вневременное, Мои авторские фильмы, О себе, Своё - чужое...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments