Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

Иван + Наталия


Или история одной бандероли...

Иван + Наталья  (книги)

Так называлась выставка Ивана Лубенникова и Натальи Глебовой, которая проходила в ЦДХ в 1999 году, и на которой мне довелось присутствовать. Но в настоящий момент, рассказ мой будет не об этом...


На третий день своего пребывания в Москве я пошёл в ЦДХ. Для тех кто не в курсе, что обозначает эта аббревиатура – Центральный Дом Художника. Расположен он на Крымском валу. Место знаковое, знакомое с глубокой юности, подвергавшееся на протяжении многих лет различным изменениям, но главную свою функцию всё-таки сохранившее… Здесь постоянно проходят какие-то выставки.

Во-первых, в прошлую свою поездку я не успел досмотреть полностью все залы ХХ века Третьяковской галереи, располагающиеся с конца 80-х годов здесь же… Во-вторых, по стародавней привычке, решил прошвырнуться по основному зданию ЦДХ, посмотреть, что там есть...

На этот раз к открытию готовили экспозицию большой выставки «ПРОЦЕСС – 2013».
Поднялся на эскалаторе на третий этаж (на первом смотреть уже нечего, на втором находятся небольшие салоны и галереи, которые особенного интереса у меня не вызывают)…



ЦДХ - 26.02.2013

Пройдя буквально несколько метров, я обратил внимание на работы, висевшие на боковой стене. Тореро, минималистические пейзажи, сделанные в монохромной палитре…
- А чьи это работы, - спросил я у девушки, стоявшей в задумчивости около одной из них…
- Выпускников монументального отделения Суриковки, - сказала она.
- А Лубенников у вас ещё преподаёт?
- А вот он сидит недалеко от нас…

Я повернулся, и действительно увидел крупного мужчину, сидящего за пластиковым столом с другим седобородым мужчиной, окружённых студентами.
Выглядели они довольно уставшими. Что такое монтаж серьёзной, большой выставки я хорошо знаю… Тяжёлый труд. Как эмоциональный, так и физический… Но и праздник, почти всегда, одновременно…


ЦДХ - 26.02.2013 - 1


ЦДХ - 26.02.2013 - 10
Иван Лубенников сидит второй, слева...

Я подошёл к Ивану Леонидовичу, поздоровался, сказал, что когда-то знакомились, что из Тюмени, что с большим уважением отношусь к нему как к художнику… Вспомнил про Звенигород и про Отца. Спросил, можно ли поснимать работы? Он ответил утвердительно и я пошёл бродить дальше. Встреча, конечно, была неожиданной… При той непоследовательности и  редкости моих наездов в Москву, и странной пересекаемости наших маршрутов (об истории моих взаимоотношений с творчеством художника Ивана Лубенникова я уже писал достаточно подробно в публикации, которая называлась «Весна» в 2010 году).

Пройдя чуть дальше я увидел женщину, небольшого роста, энергично общавшуюся со стайкой девушек (понятно было, что студенток). В женщине я узнал Татьяну Назаренко.

- Надо же, думаю… Совпадения какие. Все – здесь!

Альбом Татьяны Назаренко с Пугачёвым на обложке, изданный в 1986 году  и купленный несколько лет назад в букинистическом магазине в Тюмени,  лежит у меня в мастерской и я его частенько перелистываю… Вообще, по моему глубоко личному мнению – самым крупным выразителем эпохи 60-х (я имею ввиду живописцев) был Виктор Попков, 70-х – Татьяна Назаренко, 80-х – Иван Лубенников.
Я сейчас не говорю, о художниках живших и работавших в провинции… Подавляющее большинство их «выключено» из общего культурного процесса, контекста, назовите как угодно – по вполне понятным причинам…
Я имею ввиду центровых, сложившихся и известных мастеров. Заслуженно известных… Не буду сейчас вдаваться в подробности, но Попков выразил главную, сквозную тему послевоенного поколения, (поколения детей войны) в своей работе «Шинель отца». Но, не только... Достаточно вспомнить "Северную часовню" или "Семью Болотовых", "Мой день" или "Работа окончена". (Виктор Попков, на мой взгляд, был самым совестливым русским художником ХХ века. Опять же, эпоха, в которой он жил соответствовала этому его предназначению...) Назаренко – метания и параллельную жизнь интеллигенции семидесятых, она же зафиксировала и начало распада этой эпохи, а в дальнейшем приход «новых времён» («Казнь народовольцев», «Пугачёв», «Мастерская», триптих «Старость», Прощание» и др…). А Лубенников робкую надежду на ренессанс, возрождение… В его работах начала 80-х была неимоверная свежесть и смелость, соответствовавшие этому короткому периоду времени надежд на перемены к лучшему. Надежды эти рассыпались в начале 90-х. Но и живописный язык Лубенникова изменился. Исчезло это свечение из работ, в определённом смысле, фресковость…Жизнелюбие, оптимизм… Настроение, содержание картин приобрели совсем другой характер. Достаточно посмотреть как меняются во времени его «Поэт и муза»… Но… Настоящий художник ведь врать не умеет. Имитировать бодрость духа и мягкий юмор, если хотите, «творческий оргазм», - можно выразится и грубее… «Какое время на дворе, таков мессия», - написал когда-то Андрей Вознесенский о Высоцком… У меня, например, как у художника в 90-х годах было просто семь лет безмолвия… С головой окунулся в педагогику, работал с детьми. Они меня, в общем-то, и вернули к жизни...

Покружив немного по ЦДХ, пообщавшись несколько минут с Татьяной Григорьевной, я вспомнил, что в закромах моей сумки лежат мои и Власовские книжки и открытки. Подписал несколько своих сборников для Ивана Леонидовича, подошёл и подарил ему. А сам подумал: "когда ещё встретимся, кто знает? Если можешь чем-то поделится с человеком,  выразить ему свою симпатию – лучше это сделать сейчас".
Иван поблагодарил и я пошёл себе дальше…

Через два дня состоялось открытие ПРОЦЕССа - 2013.

ЦДХ - 26.02.2013 - 3


ЦДХ - 26.02.2013 - 4


ЦДХ - 26.02.2013 - 5


ЦДХ - 26.02.2013 - 6


ЦДХ - 26.02.2013 - 7


ЦДХ - 26.02.2013 - 8


ЦДХ - 26.02.2013 - 9


ЦДХ - 26.02.2013 - 11
26.02.2013 - ЦДХ

Я приехал часа на два раньше и пошёл смотреть Третьяковку. На открытие опоздал. Задержался в зале № 36, в котором наконец-таки увидел живьём работы Виктора Попкова (у «Бабки Анисьи» сидеть можно часами)… В этом же зале, наряду с картинами Коржева, Салахова, Моисеенко, Назаренко, висят работы Ивана Лубенникова и Натальи Глебовой. То есть, их профессиональные заслуги как живописцев признаны на самом высоком уровне… Так что, я только в очередной раз убедился в том, что на их счёт не заблуждался никогда…

В толчее ЦДХ мы вновь встретились с Иваном…
- А знаете, - сказал он, - я ведь Ваши книжки даже читаю…
- Ну что ж, я счастлив – ответил я.
Честно говоря, я принадлежу к тому типу людей которые когда в их адрес говорят какие-то комплименты, добрые слова – теряются, не знают как реагировать на это, стараются увести разговор в другое русло или отшутится, а когда всё происходит наоборот, то есть ничего не происходит, потому что получить критический отзыв в наше время, это уже тоже проблема – переживают от отсутствия реакции на то, что они делают...

Слово “даже” несколько резануло мой слух. С другой стороны ничего уничижительного в этом слове не было. В наше время взять и прочесть книжку неизвестного автора, в принципе, подвиг… Известных-то уже не читают, по причине патологической нехватки времени… Сам, если честно, тому  – яркий пример…Я спросил, где можно найти его альбом. Он назвал один московский магазин и добавил, что это двухтомник и стоимость его достаточно велика… Сказал об этом с грустью. К нему всё время подходили люди. Разговаривать было неудобно. Я попрощался и пошёл смотреть выставку дальше. А часа через два покинул здание ЦДХ.

А через три дня город…

ЦДХ - Процесс - 2013


ЦДХ - Процесс - 2013 - 1


ЦДХ - Процесс - 2013 - 3


ЦДХ - Процесс - 2013 - 7
На открытии выстаки "ПРОЦЕСС - 2013"
1.03.2013 - ЦДХ


Каково же было моё удивление, когда несколько дней спустя после возвращения в Тюмень я обнаружил в своём электронном почтовом ящике письмо, отправителем которого являлась Наталья Глебова. В нём была записка от Ивана...

“С большим интересом и удовольствием прочитал ваши стихи. В них есть свое пространство. Поздравляю! Не знаю есть ли у Вас мой двухтомник. На всякий случай посылаю "КНИГУ ДЛЯ ЧТЕНИЯ". Всего доброго. И.Лубенников.” *

Я был абсолютно поражён… Человек не поленился набрать чужой электронный адрес и выразить своё отношение к тому, к чему мог бы его и не выражать…
За эти год, два я столько раздал своих книг самым разным людям. Подавляющее большинство, включая, относительно близких - однокурсников, например, или коллег по работе, не выдавило из себя и двух слов. Грубо говоря, ни одного… А тут, народный художник России, человек остепенённый, заслуженный (в Париже есть станция метро, которую он оформил как монументалист, две – в Москве, ну и т.д…, но дело тут, конечно, не в этом) нашёл время, что бы написать несколько добрых слов... Большего, на самом-то деле, и не надо…
Да ещё и поделился своей прозой, прикрепил к письму вордовский файл со своими воспоминаниями, наблюдениями, размышлениями о жизни, месте художника в этой жизни, искусстве...

И в общем-то, это – нормально, правильно... Значит, что-то зацепило, тронуло... Почему не написать, не сказать, не поделиться, не откликнуться? И я поступаю также. Иногда по отношению к тем, кто этого и не заслуживает… Мы так далеко ушли от ощущения нормальности, что подобные поступки кажутся экстраординарными… Душевная скупость, чёрствость, экономичность становятся нормой человеческих взаимоотношений… Пресловутый индивидуализм, зацикленность на собственных творчестве, работах и проблемах…

Я, конечно, ответил. Поблагодарил за письмо. А потом дал ссылку на свою публикацию 2010 года, посвящённую Ивану и Наталье…

Иван Леонидович написал:

«Спасибо большое. Я глубоко тронут. Ваш текст я сохранил в своих документах. Если Вы позволите, я его использую в каком-нибудь издании. Пока не знаю в каком. Мне хотелось бы иметь ваш почтовый адрес…»

Я дал свой почтовый адрес. Через три дня курьер «экспресс-почты» принёс мне домой бандероль. Вскрыв пакет я обнаружил великолепно изданный двухтомник Ивана Лубенникова и большой альбом Наталии Глебовой, о существовании которого я и не подозревал…

Честное слово, перелистывая их, на протяжении нескольких последующих дней, я испытал поистине счастливые минуты…

Как бы удивился и порадовался этой истории мой Отец, который в 1983 году на железнодорожном вокзале Звенигорода впервые открыл для себя этого крупного, европейского масштаба художника, с таким русским именем и такой необычной русской фамилией - Иван Лубенников…

Продолжение следует…


Иван Лубенников - Книжный разворот
Tags: Не могу не поделиться..., Рассказы о художниках, Своё - чужое...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments