Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

Интервью


Преамбула

Как-то в мой почтовый ящик пришло письмо. Я тогда занимался переводами стихов Тадеуша Ружевича и не смог сразу ответить...

Олег Юрьевич, добрый день!
Меня зовут Ульяна, я журналист газеты "Аргументы и Факты" в Западной Сибири".
Олег Юрьевич, сейчас в городе активно обсуждается тема бренда города, в ноябре начнется его разработка. Сейчас у нас в редакции готовится материал на эту тему, и мы собираем мнения о том, каким видится бренд, самим тюменцам.
Если вам несложно, ответьте, пожалуйста на вопрос - что, по вашему мнению, можно назвать брендом Тюмени? Речь не о каком-то конкретном продукте, а, прежде всего, об ассоциациях, которые возникают у человека, когда говорят о Тюмени. Что, по-вашему, должно в первую очередь прийти в голову человеку при упоминании названия города? Считается, что бренд акцентирует внимание на особенностях места, делая его более привлекательным как для туристов, так и для местных жителей. Так какую из особенностей города нам стоит акцентировать?

Спасибо за участие!

Ульяна, "АиФ" в Западной Сибири"
9 октября 2013

Здравствуйте, Ульяна! Извините, что пишу с опозданием - сразу не было возможности ответить, потом просто вылетело из головы… На мой взгляд - образ Тюмени надо искать в фонетике самого слова "Тюмень". Для кого-то это "теМЕНЬ", для кого-то город основанный "ТЮрками", для кого-то он может ассоциироваться с полётом стрелы, для кого-то с "национальным" сибирским блюдом "пельМЕНЬ"... Ярко выраженных брендов в настоящее время город не имеет. Он перестал быть патриархальным (словосочетание "деревянная резьба Тюмени" как основная достопримечательность города уже не работает). Нефтяные завоевания тоже остались в прошлом... Когда-то у Серёжи Перепёлкина была идея сделать памятник лошади, утонувшей в тюменской грязи... Хорошая идея (я бы её осуществил), но не слишком "брендовая", да и актуальная уже... Сейчас Тюмень - это большой евразийский сибирский город - перспективный, развивающийся... Купеческий, по своей сути, объединяющий огромную территорию, населённый, в том числе, достаточно интересными, разными и яркими людьми... С этой данность и надо что-то делать... Если подробнее, то когда-то я написал стихи-текст который называется "О ТЮМЕНИ":

Удачи!


15 октября 2013


Потом Ульяна пришла ко мне в мастерскую, в результате чего и получилось это Интервью:

Интервью. 2013



В газетном варианте оно вышло в сокращённом виде, поэтому публикую полностью. А Ульяне (очень милая, тактичная и умная девушка) спасибо за терпение и труд, потому что наговорил я тогда много... Надо было обработать как-то это всё и концептуализировать, что на мой взгляд у неё получилось.



ИНТЕРВЬЮ



- Олег Юрьевич, недавнюю выставку "УРАЛ ХI" вы назвали масштабным событием.  Между тем о Тюмени часто говорят как о городе дефицита культурного разнообразия. Как вы думаете, в чем причина?

Думаю, это исторически обусловлено. Изначально сюда приезжали люди в основном практического характера – купцы, военные и т. д. То есть интеллигенции здесь, в отличие от, скажем, Перми или Омска, в больших, концентрированных количествах никогда не было. Не было декабристов, которые могли бы привнести сюда европейскую культуру. Это торговый город, своего рода сибирский Вавилон, перекрестье дорог.
Поэтому оснований для серьезной, культурной жизни здесь до поры до времени не было. Основными носители этой самой культурной, интеллектуальной жизни в Тюмени в советские времена были, преимущественно, приезжие, варяги. В 70-х годах сюда, можно сказать, сослали моего отца. Он был перспективным офицером, окончил академию.
Занимался социальной психологией, философией. Прекрасно знал мировую поэзию, живопись, литературу… Несмотря на то, что таких людей было немного, постепенно они сформировали определённый культурный слой. Сейчас в городе есть целый ряд очень серьезных художников, которые  работают на европейском и даже на общемировом уровне. Но сами тюменцы об этом не знают, и по большому счету, им это и не нужно.

- Значит, это какая-то особенность местного менталитета, которую уже никак не исправить?

Иногда меня приводят в ярость некоторые вещи. Например, открыли недавно галерею, сейчас там неплохая экспозиция. Сколько горожан её посетило? Приходит «полтора землекопа в день». В Тюмени меня поражает то, что при таком обилии богатых людей, практически нет тех, кто приобретал бы произведения искусства. Это, по меньшей мере, вызывает недоумение. Люди тратят свои деньги на что угодно – дорогие машины, загородные дома, отдых на Гавайский островах, ресторанную еду, шмотки, только не на произведения искусства… Хотя, по большому счёту, потомкам остаётся только это. Компьютерные игрушки устаревает, железо ржавеет, проседают фундаменты домов, еда превращается сами знаете во что… С этой точки зрения, назвать Тюмень культурным городом, конечно, сложно. Городом тотального потребления – вполне... Но парадокс заключается в том, что при всём при этом здесь живет достаточно много ярких, талантливых, образованных и интересных людей. Степень их востребованности обществом достаточно относительна… Минимальна, я бы сказал.

- А если все-таки покупают, то что?

Берут какие-то вещи для интерьеров. Елки, лес, березки – это то, что пользуется спросом. Покупают, в основном, в салонах (многие профессиональные художники туда свои работы, кстати говоря, не отдают. Я в том числе…) Не помню ни одного случая, чтобы после выставки кто-то пришел и сказал, что хотел бы приобрести какую-то из картин…

- Наверно, не так много из тех, кто ходит на выставки, может себе это позволить…

Речь идет не о миллионах и даже не о сотнях тысячах, а о суммах гораздо более незначительных – о 15, 20 до 40, 50, за редким исключением. Недавно я сделал в Фэйсбуке альбом под названием «Отдам в хорошие руки». Выставил на продажу своего «Канатоходца». В итоге у меня купили музейного уровня работу за 40.000 которую я писал на протяжении пяти лет… И то не сразу. И то – давно знакомый мне человек, которому я ещё и спасибо сказал, потому что он меня, действительно, на тот момент выручил… Для Тюмени это нормально, хотя в той же Москве картина могла бы стоить в пять, десять раз больше. Более того, в салонах еще действует 100%-я накрутка. Если вы видите работу за 30 тысяч, то с вычетом затрат на раму и процентов, художник получает 12-15 000, это вообще смешно. Если же он  поднимет цену, то работу не купят. Посидеть в кабаке вечер и потратить на это примерно такую же сумму, чтобы отпраздновать день рождения или небольшой юбилей для среднестатического тюменца это нормально. А вот приобрести произведение искусства… Да он еще торговаться будет! В этом смысле художникам здесь живется довольно сложно. Большинству приходится заниматься преподаванием, чтобы как-то выжить... Лично я не люблю расставаться со своими картинами, которые рождаются иногда мучительно трудно, которые для меня как дети…


Олег Фёдоров - рисунки к стихотворению О ТЮМЕНИ - 2013 год
- Может быть, развитая культурная жизнь – это прерогатива исключительно больших городов, а в провинциальных, по определению, не может быть ничего похожего?

Я уже давно не воспринимаю Тюмень как провинциальный город. Вообще это понятие, как мне кажется, уходит. Сейчас человек при желании может существовать в контексте самых современных общероссийских и общемировых тенденций, событий. Провинциалом, причем глубочайшим, можно быть и в Москве. Когда я приезжаю туда, то целыми днями хожу по музеям, театрам, выставкам… К родственникам у которых останавливаюсь возвращаюсь обычно ближе к часу ночи. В то же время и в Москве есть люди, которые годами сидят в своих спальных, и не только, районах как глухари, пялятся в тот же самый телевизор…

- А какую роль во всем этом играет школа? Может быть, нас просто не научили понимать искусство?

Несомненно, школа оказывает влияние. На самом деле, у нас не так много по-настоящему квалифицированных преподавателей изобразительных дисциплин. Большинство из них самих надо переучивать. Когда ко мне приходят заниматься дети, окончившие художественные школы, я, за редким исключением, не вижу большой разницы между ними и теми, кто там не учился. При этом в городе есть и сильные школы с традициями, и хорошие педагоги. Не так важно научить ребёнка правильно нарисовать горшок или гипсовую статую. Важно задать вектор развития. Погрузить его в атмосферу… Пробудить любопытство, желание придумывать, что-то, творить…

Я считаю, что культура – это единственное, что нас объединяет и делает эту жизнь более или менее человеческой. Тогда как политика разъединяет. Религии, как это не прискорбно звучит, в большинстве случаев тоже… Например, человек, знающий какого-то таджикского художника или узбекского поэта, априори не станет обвинять целую нацию во всех тяжких. И наоборот. Житель Кавказа или Средней Азии прочитавший и пропустивший через своё сердце хотя бы «Евгения Онегина» уже не сможет в присутствии русской девушки произнести какие-то оскорбительные слова… Так мне кажется. Именно культура, а не так называемая «толерантность» позволяет нам понимать друг друга.  Сейчас, конечно, на государственном уровне нужна какая-то четко сформулированная национальная культурная программа. Для меня, например, абсолютной катастрофой является тот факт, что русская песня уходит из народной жизни…

- Многие отмечают, что за последнее время Тюмень сильно изменилась внешне. Не потерял ли город от этого своеобразие?

Процентов на 70 Тюмень утратила свою индивидуальность. Хотя сказать, что она была особенно красива в советские времена, тоже сложно. Это были хрущевки, брежневки и т. д. Наверно, архитектурные проекты могли бы быть более удачными. Мне сложно судить. Но то, что большое количество памятников исчезло или они были реконструированы так, что от них в итоге ничего не осталось, это факт. Если в советские времена Тюмень ассоциировалась с деревянной резьбой, то кто об этом помнит сейчас? От резьбы, практически,  ничего не осталось. Мягкий, провинциальный облик Тюмени задавили современные архитектурные монстры. Хотя, проезжая каждый день на автобусе по ул. Республике я не могу сказать, что смотрю в окно с отвращением… Скорее наоборот. Тюмень стала современным евразийским сибирским городом со своей историей, своим лицом. Главное архитектурное и духовное богатство города, на мой взгляд, это храмы. Очень люблю Спасскую Церковь, вид на Троицкий монастырь с моста…

- Вы писали о том, что в начале 2000-х хотели издать набор открыток под названием «Тюмень, до востребования…», однако в городской казне денег для реализации проекта не нашлось. Сейчас, по прошествии времени, нет желания повторить попытку?

Это из серии «Накопи и купи»… Честно говоря, я не большой любитель вступать в какие бы то ни было взаимоотношения с властьимущими. Мне, чтобы издать первый мой сборник стихов, пришлось пройти все круги чиновничьего ада. Поэтому остальные четыре сборника я выпустил уже самостоятельно. Это полноценные книги, для которых я так же получал ISBN в Книжной палате, но изданы они крайне незначительными тиражами в формате «Книга художника» и собраны вручную. Для меня так проще и лучше – ни от кого не зависеть. Недавно я подал заявку на проведение персональной выставки в Музее ИЗО. Рабочее её название говорит само за себя: «ПРОПЛЫВАЯ МИМО…» На самом деле это, конечно, не так. Но, в определённом смысле, мы живём параллельной с городом жизнью. К сожалению…

1 ноября 2013



Материал подготовила Ульяна Плюснина
«АиФ в Западной Сибири»: № 47(970) от 20.11.2013

Интервью (АиФ - 20.11.2013) № 47
Олег Фёдоров - Троллейбус (Тюмень) 2013
Рисунки из книги "ДОЖДЬ НА ЗЕМЛЕ..." 2013
Tags: Мысли вслух..., Публикации, Рисунки (графика), Текущее...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments