Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

Весна



Иван ЛУБЕННИКОВ - Весна. 1986

Эта работа Ивана Лубенникова была опубликована в «Огоньке» в 1987, наверное, году*…
А ещё раньше в начале 80-х Отец после очередной командировки в Москву приехал возбуждённый и почти с порога стал рассказывать о том, что был в Звенигороде и там на автовокзале увидел удивительную роспись на стене… Сделана она была на дереве… В фотоаппарате оставалось несколько свободных кадров на слайдовской плёнке и Он привёз 3 или 4 снимка. Таким образом сначала Он, а потом и я «открыли» для себя московского художника-монументалиста Ивана Лубенникова…

Отец (речь идёт о Юрии Михайловиче Фёдорове, в ту пору - офицере Советской Армии, подполковнике, а может тогда ещё майоре - начальнике 1-ой кафедры Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, в последствии (1990 - 2001) профессиональном философе, авторе трёхтомного монографического труда «Сумма антропологии») любил делиться своими открытиями с окружающими… Сначала он показал слайды Михаилу Гардубею, своему товарищу и художнику-монументалисту по совместительству, потом культурной общественности города Тюмени на одном из заседаний клуба «Спектр» (был такой клуб – базировался он тогда в здании Политпросвета /нынешний музей ИЗО/ и собирал в своих стенах наиболее прогрессивных представителей творческой интеллигенции Города… Первые просмотры «Сталкера» Тарковского, к примеру, осуществлялись именно там, премьерные прослушивания рок-опер А.Рыбникова и т.д…)

На слайдах, сделанных Отцом по бревенчатым коричневых доскам гуляли деревенские женщины в светлых платках с корзинками полными ягод, горели окошки небольших окраинных домов, фигурировали какие-то другие «узнаваемые» персонажи и фрагменты из жизни русской Провинции средней полосы, но очень неожиданно по тем временам, искренне, свежо и ярко… Поражало совмещение западноевропейской локальной манеры письма, и вот этого тёплого бревенчатого летнего (дачного) русского духа…

А потом была публикация в «Огоньке» – три работы «Весна», «Поэт и музы» и «Ночной город». Чуть позже (не помню уже в «Огоньке» или другом журнале)** на развороте посвящённом Высоцкому я увидел портрет Владимира Семёновича работы Лубенникова. Он тоже был неожиданным. Без всякого героического и поэтического пафоса – мужчина в клетчатой, если не ошибаюсь, рубашке, скорее похожий на грузчика винно-водочного магазина, нежели всенародно любимого Барда, вжатый в стену одного из столичных домов…

  

Летом 1987 спустя пол года после моего возвращения из Армии мы с моим другом Власовым рванули в Москву… К тому времени я уже успел восстановиться на третий курс Училища, а спустя пять месяцев бросить его, а также освоить на пару с Олегом профессию зарядчика в газетном цехе Дома Печати (12-часовая рабочая ночная смена у станка, длинная-короткая неделя (4+2), запах солярки, свежей типографской краски и газетной бумаги…)
Зато в Москву поехали на “свои”…

Москва. Арбат. Тогда он только начинался… Стайки хиппанов, гэбисты в серых костюмах, иностранцы, уличные художники, чьи ряды мы в скором времени пополнили, пивбар «Жигули»… Большая Полянка, ЦДХ, Пушкинский, … На одной из выставок, скорее всего в ЦДХ я вновь увидел Лубенниковскую работу. Это была живописно-пространственная композиция. Что-то очень светлое, оптимистичное, возможно первомай… Лица, люди, Гуттузо – Фужерон… Транспоранты, надувные шарики… А через год в 88-ом (мы ездили два лета подряд) в очередной раз я потащил Власова на Таганку (любимый Отцовский театр. У него была даже программка «Мастера и Маргариты», которую Готлиб Ронинсон, его случайно-хороший знакомый пронёс по всему театру, чтобы актёры участвовавшие в спектакле на ней расписались… Был там и автограф Высоцкого, хоть он в «Мастере…» участия и не принимал… Позже, в конце 90-х Отец подарил эту программку Юрию Любимову, когда Таганка приезжала на гастроли в Тюмень… Юрий Петрович радовался как ребёнок. Оказалось, что в театральном музее ни чего подобного у них не было…) И там на кирпичных стенах лестничных пролётов нового здания Таганки висели работы Ивана Лубенникова. Целая выставка… У меня был с собою «Зенит» заправленный чёрно-белой плёнкой и я сделал два кадра во время антракта. Вот они…

    

Прошли годы… После 9-летнего перерыва я вновь очутился в Москве. За это время она сильно изменилась. Из советского, город превратился в европейский, как тогда мне казалось. Витрины, вывески, рестораны на каждом углу, искусственные ёлочки стоят у дверей заведений и никто их не трогает, гирлянды… Это был 1997-ой. Самое его начало… Немножко освоившись и пообщавшись с родственниками (остановились мы с братом у маминой сестры Иры в Чертаново) я пошёл по «старым местам»… Полянка, Пушкинский, Пироговка, Старый Арбат, Кузнецкий, Крымский вал - ЦДХ. Истосковавшись по изовпечатлениям я объехал довольно большое количество галерей, которых теперь стало много, но нечего выдающегося и по настоящему интересного для себя не обнаружил… Кроме тех имён, которые я знал ещё по 80-м…
Среди них была Катя Медведева (художница –примитивистка) С ней мы познакомились в 87-ом и Иван Лубенников… Тональность его работ изменилась, но почерк, манера письма оставались узнаваемыми… На некоторых картинах были обозначены цены… Кто то, я не помню, кто, сказал, что у него в Париже мастерская и живёт он то там то тут…(позже выяснилось, что информация эта была ложная. Мастерской в Париже у Ивана никогда не было. Просто время от времени он сотрудничал с одной из парижских галерей)

А спустя ещё два года , в 1999 я увидел его сидящим за столиком ЦДХовского полукафе-полустоловой вместе с высокой, красивой женщиной. В ней я узнал девушку изображённую на работе «Весна». За несколько минут до этого я рассматривал их разноформатные холсты на 2-ом этаже Дома Художников. Выставка была большой и юбилейной. Называлась она «ИВАН + НАТАЛЬЯ» или «20 лет вместе»… Женщина была женой Ивана – Натальей Глебовой, художницей лёгкого, светлого письма, совершенно не похожего на плотную лаконичную живопись своего мужа…
Лубенникова я узнал по фотографии напечатанной на одном из буклетов.

Подошёл к ним, представился и начал рассказывать про Звенигород…
Мы просидели вместе минут сорок. У меня с собой оказался альбом «Новое искусство Тюмени», в котором были опубликованы в числе других и мои работы. Они внимательно пролистали его весь, но в конце концов сказали, что понравились им именно мои… По поводу «Поезда» Иван только заметил, что слишком острая перспектива, а Наталья стала спорить, что нет мол, всё нормально… А меня больше всего поразила «нормальность» и открытость этих двух «столичных» людей, которые с такой искренней радостью и вниманием общались с совершенно незнакомым человеком из далёкой Провинции… Под конец разговора Иван написал на клочке бумаги свой телефон, и дал его мне со словами – звони, если что… Также они пригласили меня на открытие их Выставки, которое было запланировано на завтра… На открытие я не пошёл, отдавая себе отчёт в том, что буду чувствовать там себя не ловко, а через пару дней покинул город. Звонить из Тюмени смысла никакого не было… А в Москве в следующий раз я оказался лишь спустя 7 лет…

Такая вот история…

Когда в 2006 году я получил от Союза Художников Мастерскую, первая репродукция которую я поставил на полку была «Весна». Не знаю, почему… В этой работе сконцентрировано столько солнца и ожидания чего то тёплого, «завтрашнего», апрельско-майского и это до такой степени совпадало с ощущениями от небольшого отрезка времени, если быть более точным - двух, трёх лет короткой «оттепели» конца 80-х, на которую и пришлась наша молодость и одновременно с ней творческая зрелость… Может поэтому, а может потому, что она вневременная… Ведь во все времена и эпохи Девушки сидят у окон и ждут чего-то, а кто-то - юноша ли, мужчина, талантливый художник на них смотрит…

20-30 мая 2010



P.S. - напишу завтра... О Наталье Глебовой - читайте и смотрите здесь: http://www.investinart.info/viewauthor.php?id=12   http://www.nasledie-rus.ru/gallery/ex35.php


.
Tags: Рассказы о художниках
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments