Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

У озера




Второй день смотрю “У озера” Сергея Герасимова… Какой фильм! Когда-то в Армии (у нас в казарме под потолком болтался телевизор) будучи дневальным имел возможность видеть его почти весь… Тогда я не очень понимал, кто такой Герасимов, но происходящее на экране сразу “зацепило” меня, а какие-то фрагменты так и остались в сознании на всю жизнь… Юная Белохвостикова, молодой Ерёменко, Теличкина в роли журналистки Вали и какой Шукшин! Глаз не оторвать…
На мой взгляд, это кинематограф на грани чуда – естественность, отсутствие киношности, фальши… И при этом – довольно сложное построение самой конструкции фильма – сценарной, драматургической, режиссёрской…
Блястящая операторская работа! Удивительное мастерство…

В этой связи вспомнил собственные стихи, написанные 7 лет назад:

РОЖДЁННЫЙ В СТРАНЕ, КОТОРОЙ БОЛЬШЕ НЕТ НА КАРТЕ

Рождённый в стране,
Которой больше нет на карте,
Я впитал в себя
Все её соки и идеалы,
Хрустальные мифы,
разбитые в одночасье,
смешные пороки,
Умение ненавидеть…

Рождённый в стране,
Которой больше нет на карте,
Я остался один на один с собою
Бродить под дождём,
Собирать осколки,
Смотреть на листву,
Во что-то верить…
Над чем-то плакать,
О чём-то помнить…

10.10.04

Напомню, речь в фильме идёт о Девушке, живущей вместе с Отцом – биологом и байкаловедом на берегу Байкала. Их жизнь меняется вместе с началом строительства на берегу Озера Целлюлозно-бумажного комбината… Директора завода, умного, взвешенного, искренне пытающегося минимизировать возможные последствия (негативные, естественно) производства - играет Шукшин.
В фильме много формальных находок, экспериментаторских вещей (большая часть первой серии – это прямая речь от лица главной героини, рассказ на камеру, обращённый прямо к зрителю (зеркалу, вымышленному собеседнику) который перемежается ожившими фотографиями из альбома, встречей с подругой буряткой, которая учится на балерину и т.д…), но они являются лишь дополнениями к основной мощной реалистической, пропитанной воздухом времени, канве фильма... Можно вспомнить и Бергмана и Годара и Антониони с его "Красной пустыней", но Герасимов абсолютно самостоятелен и самобытен, оставаясь при этом в контексте мировой кинематографической традиции и Культуре конца 60-х…

Недели за две то этого устроил для себя обзорный просмотр современного российского кино, так называемого «авторского», не для широкого (за редким исключением) показа…
Буквально по списку, который мне дали:

И. Дыховичный «Европа-Азия», «Вдох-выдох»,
А.Мизгирёв «Бубен-барабан» (так и не посмотрел ещё…),
Г.Константинопольский «Кошечка» (три новеллы, в одной «Бешенная балерина» играет Михаил Ефремов»),
Н.Хомерики «Сказка про темноту»,
А.Прошкин «Чудо» (не до конца…), «Живи и помни»,
К.Муратова «Мелодия для шарманки»,
А.Попогребский «Как я провёл эти летом», «Простые вещи»,
С.Лобан «Пыль»,
К.Серебрянников «Юрьев день»,
Балабанов «Морфий»,
Б.Бакурадзе «Шультес»,
Тодоровский «Стиляги»,
Вера Сторожева «Скоро весна»,
Борис Хлебников «Коктебель», «Свободное плавание»,
Л.Рыбаков «Скажи Лео»,
О.Бычкова «Плюс один»,
А.Минданзе «Отрыв»

Общее ощущение от увиденного – взяли тебя за ноги подняли и опустили вниз головой в помойку, и хорошо так поворошили ещё в ней… От широкоэкранных паркеровско-тодоровских «Стиляг» впечатление примерно такое же… Мерзкое.
Если вдаваться в подробности, то «Простые вещи» Попогребского - да, вначале захватывают, но после просмотра думаешь – а зачем всё это? Зачем красиво снято и даже Броневой? Зачем? А ведь на этом материале действительно можно было сделать что-то мощное… Самый шоковое «Юрьев день» Серебрянникова. Не могу сказать, что испытывал какую-то симпатию к этому режиссёру до того как, но после… И что самое подлое, до середины фильма ведь смотришь и думаешь: «Ну надо же! Наконец-то… Неужели у нас появился такого уровня… Потом внутренняя мифологема фильма меняется и начинается «серпом по яйцам» – голимая чернуха, морок, бред… «Женщина в песках» Кобо Абе, но на русский манер, я бы даже сказал на антирусский, потому что главного в фильме нет – любви к этой стране (пусть варварской), и к людям её населяющим… И это при потрясающей актёрской работе Ксении Раппопорт (приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре») и блестящую операторскую работу… Да и сильную режиссёрскую, чего уж греха таить (я имею ввиду профессиональное мастерство), «только этого мало», как писал Арсений Тарковский… Обидно,  досадно… Зато открыл для себя Ксению Раппопорт. Мощнейшего драматического дара Актриса! И на этом спасибо…
«Кошечка» напомнила мне «Бобок» Достоевского скрещенный с театром Абсурда… Тот же принцип монолога. Монологов три. Удивил Александр Стриженов. Не думал, что он такой серьёзный драматический актёр. Ефремов хорош, особенно когда говорит, что «театр я сожгла на х…», но ощущение чернушности от этого не исчезает…

Какие-то фильмы я более 15 минут смотреть не мог. Из ужасного - «Сказка про темноту» и «Пыль» – мерзейшая, кафкианская, полушизоидная драма… Но такое, наверное, тоже нужно… Это всё зеркала…

Из понравившегося – «Скоро весна» Веры Сторожевой, «Коктебель» и «Свободное плавание» Бориса Хлебникова. Несколько смутила фраза произнесённая 10-летним мальчиком в фильме «Коктебель»: «Вы тут е…тесь, а мне что делать?» обращённая к своему Отцу. В контексте киноповествования она вполне уместна, всё остальное на совести режиссёра… Я про мальчика, которого заставили произнести это словосочетание.
«Вдох-выдох» произвёл, хоть и отчасти гнетущее, но сильное впечатление. Возможно, это лучший фильм Ивана Дыховичного (обаятельный и образованный был человек. Очень жалел когда его не стало, хотя режиссёрские его работы мне были абсолютно чужды). Хороший сценарий и очень точная игра Екатерины Волковой. На ней, в общем-то всё и держится… Напарник её, правда сильно раздражает, но в общем… Рекомендую. Красиво снято. Настоящее европейское кино…

Открыл для себя ещё одну начинающую актрису – Анну Старшенбаум. «Смотри Лео» – фильм странный, неубедительный, хотя и грамотно сделанный (для молодёжи), но она там взрывает всё изнутри. Удивительным образом девушка похожа на молодую Александру Захарову (я имею ввиду дочь Марка Анатольевича), но со своей, ярко выраженной индивидуальностью, интонацией… Ну и в завершении этого своеобразного кинообзора несколько слов о фильме «Дети до 16-ти», в котором Анна играет одну из главных ролей… Очень добротное, психологическое, ненавязчивое, молодёжное кино и замечательная песня в конце фильма в исполнении певицы из Самары Ольги Олейниковой (ещё одно открытие). Да. Если по прочтении этого текста вы решите, что я только и занимаюсь тем, что смотрю телевизор, то вы очень заблуждаетесь… Ремонт вышел на завершающую стадию. В основном сконцентрировал все свои силы на этом. Надоело жить с постоянным ощущением незавершённости начатого когда-то процесса....

И ещё… Сегодня «Прощёное воскресенье». В этой связи (а ещё в большей степени в связи с тем, о чём речь шла выше) хочу напомнить стихи Александра Володина:

Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня!

Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю: вас помнить не буду.
Но только вы тоже забудьте меня!

Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,

Но я на другой проживаю. Привет!

«Другая планета» для меня – это прошлый век – 60-е, 70-е, 80-е…
Искренне рекомендую… Смотрите и пересматривайте великое Советское кино. Лучше, чище, талантливее, глубже, сильнее уже ничего не будет! К сожалению, а, может быть, к счастью…

6.03.2010
Tags: Азбука кино, Своё - чужое..., Текущее...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments