Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

АКВАРИУМ - Долго мы пели про Свет...


Вчера был на концерте АКВАРИУМА в Тюмени, который проходил в рамках юбилейного тура группы “4000 лет”. Еле высидели с братом час и ушли… Тоже самое произошло в 1999. Тогда концерт проходил в д/к “Нефтянник”. Только там нас хватило минут на 20-ти. Уже тогда Б.Г. жжёг на сцене буддийские палочки и выглядел на сцене довольно статично, малоинтересно…
Концерт совпал с первыми Пасхальными днями, вернее совсем с ними “не совпал”. Я никогда не был религиозным фанатиком, более того – не люблю таковых до отвращения, но есть то, что внутри тебя и это ведь свободный выбор каждого – тихий свет, негромкий разговор или яростная проповедь и огонь испепеляющий всё снаружи… Я с уважением отношусь к религиозному выбору Бориса Гребенщикова. Буддизм, значит Буддизм… Но сидеть и смотреть на индусского Божка с ситарой висящего над головами музыкантов в дни Великого поста (ещё раз повторю, я не слишком воцерквлённый человек. Про таких как я настоящие воцерквлённые говорят “прохожане”), мне было как-то неловко и унизительно… Это всё равно, если бы Жанна Бичевская с хоругвями за спиной давала концерт где-нибудь в Туве…

Нечто подобное, произошло и вчера… Сначала я не мог понять, что меня так раздражает – звук? Звук был отвратильным, вернее слишком громким. Если учесть, что первые три песни, в числе которых была и “Назад в Архангельск” из нового альбома с почти одноимённым названием, прозвучали достаточно агрессивно и жёстко, тон дальнейшему содержанию концерта был уже задан и никакие лирические отступления его не изменили… По крайней мере для меня.

Сразу оговорюсь. Я считаю АКВАРИУМ лучшей русскоязычной рок-группой (слово “рок” не слишком уместно в данном определении), культурным явлением, интеллектуальным и духовным сообществом, а Гребенщикова наиболее тонко реагирущим музыкантом и Поэтом на движение Времени. Тексты его новых песен практически всегда актуальны, лучших – вневременны. Отношение моё на протяжении 25 лет слушания музыки и песен группы менялось от первоначального неприятия, до восхищения и бескорыстной Любви… Были периоды охлаждений, вспоминаний, недоумений, сочувствия и восторга. Пусть две, три песни из альбома, но ведь остальные можно и не слушать… И ещё – немаловажный факт из биографии пишущего: практически каждый эфир своей трёхчасовой музыкально-поэтической программы (вернее её русскоязычную музыкальную составляющую) “ПолУночный ковбой” (Радио “La Femme») на протяжении трёх лет я начинал с песни Гребенщикова и группы “АКВАРИУМ”. Первой была франкоязычная, обычно – Жильбер Беко или Жак Брель, или Жульет Греко или Enzo Enzo, Пиаф и т.д… “Синий альбом”, “Электричество”, Радио Африка”, “Табу”, “Дети декабря” и т.д… Каждый альбом – эпоха, целая цепь ассоциаций и воспоминаний, иногда очень личного характера, никак не связанных напрямую с творчеством группы и Б.Г. Например, песня “Контраданс” – с первой послеармейской любовью, в результате которой на свет появился мой сын… Песня “Пока не начался джаз” с прозой любимого мною немецкого писателя Вольфганга Борхерта…



Обложка виниловой пластинки группы АКВАРИУМ "Радио Африка"(1983) 1988 г.

Но сейчас речь не об этом… Или об этом тоже… На вчерашнем концерте я вдруг почувствовал себя удивительно отчуждённо. Странно, думал я, неужели все эти аплодирующие, орущие в зале люди не чувствуют, что идёт лажа… Отработка концерта. Куча музыкантов на сцене. Духовая секция, ирландский флейтист, Ляпин за спиной Гребенщикова и сам мэтр, раздобревший, в неснимаемых солнцезащитных очках и пиратском платке на голове… А как же “не прячь от Бога глаза, а то как он найдет нас?”* И весь этот винегрет из кельтских напевов, Боба Дилана, ветхозаветной мифологии и имён русских Святых. Но в этом весь Гребенщиков – в столкновении различных “языков”, эпох и стилей, не зря Вавилон, как понятие (образ, символ) проходит через всё творчество группы. Возможно, истоки этого образа - в местонахождении – Питер, в каком-то смысле, тоже плавильный котёл…

А вообще, компеляционная составляющая серьёзным меломанам и исследователям творчества группы давно известна Назову несколько имён (на вскидку) оказавших серьёзное влияние на Гребенщикова – Боб Дилан, Марк Болан, Дэвид Боуи, Битлы, естественно, Джим Моррисон, Роберт Смит, Боб Марли и т.д. и т.д., включая ирландские народную музыку, тибетские напевы…и массу неизвестных лично мне исполнителей и музыкантов (я не меломан и не “исследаватель”), но… Когда Гребенщиков начинает петь:

Долго мы пели про Свет, а сами шли сумраком
Не замечая за болтовней
Как ветер играл стеклянными струнами
Соединяющими наши души с землей


(“Небо цвета дождя”)

- всё это уже не имеет какого-то особого значения…

Что касается вчерашнего – ну да, осадок остался неприяный… Это как-то пришёл я на выступление Коли рок-н-ролла. Лет семь перед этим мы не виделись. Захожу после окончания в гримёрку.
- О! Олежка… Ну, как, как?
- Как в аду побывал, отвечаю я ему… Тебе говорю, Коля, можно договор заключить со всеми религиозными конфессиями – экскурсии для грешников проводить... Вот мол ребята, что вас ждёт, если вести себя будете плохо, на том Свете. Только этот шум-гам-тарарам не два часа будет длиться, а значительно дольше…

Такой вот анекдот…

И ещё… Концерт АКВАРИУМА проходивший в этих же стенах (кто бы мог подумать в конце 80-х, что группа будет выступать в филармониях?) два года назад – был замечательный… Раз на раз не приходится. И на старуху бывает проруха… Спасибо, как говорится за то лучшее, что есть и было…

Ну и, конечно, всё вышесказанное – только мои ощущения и мысли по поводу… Знакомая девочка, которая увидела нас с братом в фойе одевающимися так и не поняла причины нашего ухода…

19-20.03.2012




Tags: Мысли вслух..., О себе, Своё - чужое..., Текущее...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments