Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

О Театре...


Давно хотел об этом написать… А тут как раз повод появился – День Театра…

Обычно я ухожу со спекталя минут через 20-ть после его начала, если он мне не нравится. Чаще всего этого временного отрезка мне хватает, чтобы понять, что “не моё”, насиловать себя, заставлять смотреть как по сцене передвигаются люди (даже если это очень хорошие актёры) изображающие других людей, мне не интересно… Либо сразу “цепляет”, либо никак… Либо “верю”, либо наоборот, что, как известно, зачастую утверждал К.Станиславский. Лучше, в таком случае, выйти на улицу, покурить, подышать свежим воздухом… 
Денег, потраченных впустую, я в таких случаях никогда не жалею… Сидеть и изнывать от скуки глядя на происходящее на сцене, на мой взгляд, значительно расточительнее относительно самого себя…


Последним таким «20-минутным» спектаклем была МХАТовская «Белая гвардия» с Хабенским в главной роли… Ну какой, извините к …такой-то матери из Хабенского русский офицер Алексей Турбин?… А из Пореченкова - Мышлаевский? Тогда мне кажется таких лиц-то не было… Я имею ввиду – они были не типичными… (К Михаилу Пореченкову, кстати говоря, как к актёру и человеку отношусь с большой симпатией… К Хабенскому, в меньшей степени, но, в принципе, тоже личной неприязни не испытываю. У него есть хорошие роли… Просто эти – не их). Недавно по мотивам спектакля сварганили сериал – тоже минут 20-ти хватило… И Рапопорт Ксения выглядела беспомощной и не убедительной в образе «Прекрасной Елены». Если нет режиссуры – не спасает ни-че-го… В редких случаях хороший актёр или актриса вытягивает посредственную постановку…

Поэтому, на мой (и не только) субъективный взгляд – Театр – это режиссёрское искусство… Уж, извините. А больших, крупных режиссёров много никогда не бывает…

Теперь о хорошем… Стал я перебирать театральные программки  спектаклей, которые когда-то смотрел и в процессе этого перебора образовались две стопки. Одна - спектакли которые я отчётливо помню, которые были мне интересны, в атмосферу которых я погружался полностью, которые меня потрясли… И вторая – постановки, названия которых хорошо известны, но следа никакого в душе и подсознании моих не оставивших… Получилось, примерно, поровну. Но если учесть, что ходил я, в основном, в хорошие московские театры – это условная арифметика.

Самым сильным театральным Потрясением – всё-таки остаётся «Три сетры» Театра на Таганке в постановке Ю.Любимова образца 1987 года. Объяснить сложно. Очень большую роль играл финал – этот военный оркестрик  за раздвигающейся стеной театра прямо на улицу вечерней Москвы… И всегда спазм горловой в этом месте… Смотрел я этот спектакль, как минимум, раза три. Ну и Демидова в роли Маши, М. Полицеймако – Ольги, Н. Сайко – Натальи… И Чебутыкин, и Солёный, и Тузенбах были хороши, и даже Б.Хмельницкий в Роли Вершинина… Потрясающая сценография Юрия Кононенко, музыка – Эдисона Денисова, ну и сам спектакль – как струна… А финал – сродни религиозному действу – потому что – очищение, катарсис…
Вот это Театр! Все составляющие были на лицо… В первую очередь, конечно, замысел режиссёра… Но и сам Чехов! При всей «условности» постановки, минимализме декораций – чеховский дух присутствовал, витал в воздухе…



Фрагмент программки спектакля "Добрый человек из Сезуана" с участием В.Высоцкого. 1978 год. Театр на Таганке. (Программка из коллекции моего Отца)
Вообще, Таганка была любимым театром моего Отца. В конце 90-х он подарил Юрию Любимову, приезжавшему с гастролями в Тюмень, программку «Мастера и Маргариты» 1978 года с росписями всех актёров занятых в спектакле, включая автограф Высоцкого, который в спектакле занят не был… Такой подарок сделал Отцу Готлиб Ронинсон, который как-то приметил странного военного «стреляющего» очередной билет… А какое это было счастье «попасть» в театр! Очереди, перекупщики, за несколько дней…

Из спектаклей, оставивших глубокий след в сознании и ощущения безмерной радости от соприкосновения с ними, назову следующие:

«Сирано де Бержерак» в постановке Театра имени К.С.Станиславского 
(в главной роли Сергей Шакуров. Без всякого прилепленного к физиономии носа – он был потрясающий де Бержерак! Глубокий, дерзкий…) 

«Игра в джин»  (Театр имени Вл.Маяковского) В роли Веллера Мартина – Владимир Самойлов, в роли Форсии Дорси – Татьяна Карпова. Вроде бы спектакль “на двоих” по пьесе Д.-Л.Кобурна, но никакой "антерпризностью" даже не пахло – полноценный, серьёзный, драматический спектакль… Смотрел я потом в Ленинградском БДТ эту же пьесу с Евгением Лебедевым в гравной роли… Никаких воспоминий не осталось…

Что ещё? “Дом на Набережной” – Таганка, Юрий Трифонов, “Танго” Славомира Мрожека (Театр им. Станиславского), “Клоп” Театра Сатиры (к сожалению я попал на спектакль в котором А.Миронов не участвовал. Играл напарник…) С Андреем Мироновым я смотрел “Горе от ума”. Особого впечатления, помню, спектакль на меня не произвёл…)

“Вишнёвый сад” Эфроса, конечно же запомнился, но Высоцкого уже не было, и спектакль явно “разваливался”, хотя Раневская – Демидова, конечно же, была практически совершенна…

Из полудетских, юношеских воспоминаний – «Виват Королева!» тюменского драматического театра в постановке Е.Плавинского, в главной роли – прима тех лет Наталья Зубкова. Это 1980 год, наверное…и гастрольный заезжий Куйбышевский академический театр драмы М.Горького – «Татуированная роза» Тенесси Уильямса в переводе Виталия Вульфа. Но МХАТовская постановка тех лет, конечно, была лучше…

Из «Современника», почему-то,  я зачастую уходил… Запомнился спектакль «Дни Турбиных», в частности Лариосик. В ту пору его замечательно играл юный совсем ещё сын Олега Табакова…

Ленком - да! И "Юнона и Авось" - несколько раз, в первом своём составе с Шаниной Еленой и Н.Караченцевым", и много чего ещё... А вот "Вора" с Евгением Леоновым - не помню. А программка сохранилась...
"Мастера" Любимовского увидел впервые когда мне было 14 или 15-ть. Первый наш совместный с Отцом вояж в Москву.
Часы, Шацкая, практически обнажённая со спины в сцене полёта, Воланд - Смехов, Иешуа - прекрасный актёр Александр Трофимов (все помнят его по роли Председателя в Швейцеровских "Маленьких трагедиях", а также Гоголя в "Мёртвых душах"), 1979, наверное, год...

Недавно в нам приезжал «ТАКОЙ ТЕАТР» из Питера с гастролями. Сходил на «Каина». В общем и целом, исключая некоторую избыточность монологов и постановочные длинноты, очень даже ничего… По крайней мере досидел до конца. 

Ну и часть моей биографии имеет к Театру прямое отношение. На протяжении года я был Заведующим декорационным цехом «Тюменского театра Драмы». Театральную кухню, а также все возможные её запахи знаю изнутри. Было это в 1988 году. В ту пору главным режиссёром был Александр Цодиков. «Мастер и Маргарита» в его постановке, а также «Самоубийца» Н.Эрдмана и «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, на мой взгляд были очень удачными спектаклями (спасибо Саше Орлову, одному из самых серьёзных сегодня питерских художников-постановщиков и Боре Каминскому, с которым мы были очень дружны /он был гл.художником театра в ту пору/ Следы его давно затерялись…
Но об этом как-нибудь в другой раз…

С Праздником все заинтересованные лица! 


Tags: Мысли вслух..., Не могу не поделиться..., О себе, Своё - чужое..., Текущее...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments