Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

Лекции в Москве



ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ


Вчера прошла первая московская лекция о Брейгеле и художниках Северного Возрождения. Не могу сказать, что всё получилось идеально и ожидания всех пришедших сбылись, но те, кто остались до конца, уходили, как мне показалось, с просветлёнными лицами. По крайней мере, благодарили за лекцию, и собирались придти ещё.

А вечером, я впервые сформулировал для себя то, чем я, собственно, в данный момент времени, и занимаюсь – это «эмоциональное искусствоведение», или «искусствознание», если хотите. Только «знание» в данном случае того, что знаю именно я. А всего я знать не могу, да и не хочу, если честно, так как задачи, которые я ставлю, совсем иные.

Главная из них, попытаться сделать так, чтобы человек научился сопереживать тому, что видит на экране, тому что слышит. Смотреть и всмативаться, а не разглядывать. Становиться соучастником диалога между художником и зрителем, а не только потребителем общеизвестной, фактической, да и доступной, в общем-то сейчас, информации.

Для тех, кто собирается придти впервые. Не поленитесь, посмотрите эту * публикацию. Там всё сказано, в общем-то, причём, достаточно откровенно: О ЛЕКЦИЯХ (читать ниже)


Вчера было много стихов. И моих собственных, и польского поэта Тадеуша Ружевича, и средневекового, но, по прежнему, свехактуального и вневременного Франсуа Вийона в переводах Феликса Мендельсона и Ильи Эренбурга, и Новеллы Матвеевой, которая, как оказалось, несколько дней назад покинула эту землю и обитает уже где-то в иных мирах… И стихи Арсения Тарковского из фильма его сына Андрея, с брейгелевским мальчиком на берегу русской зимней реки и кадрами военной хроники, которые и завершили наш Вечер.

А потом одиннадцатилетний мальчик меня спросил, а что общего между сброшенной атомной бомбой на Хиросиму и картинами Иеронима Босха?
Я ему что-то ответил, конечно, но потом, уже ночью подумал, так для себя…

Потому что «Корабль дураков» продолжает плыть дальше. Пора бы уже изменить ему маршрут или причалить к какому-нибудь берегу. Например к такому, где живёт Культура и Искусство… Брейгель, Рембрандт, Вийон и т.д.

Сегодня в 16.30. Рембрандт и Золотой век голландской живописи. Лекция вторая.

11.09.2016








О ЛЕКЦИЯХ. jpg.jpg








* О ЛЕКЦИЯХ

Мои лекции из цикла с условным названием «РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ» представляют собой, своего рода, уникальный сплав из фактов биографий, влияний и предшественников того, или иного художника, или явления в мировой истории живописи, последователей, контекста, воздуха эпохи, примет времени.

Это не лекции, в привычном понимании этого слова. И не беседы. И не монологи. Скорее диалоги о Мировым искусстве, во всех его проявлениях, начиная с живописи и заканчивая поэзией и кинематографом.

Не будучи искусствоведом, или «историком искусств», я даю возможность узнать людям, интересующимся изобразительным искусством и Культурой, в самом широком и глубинном понимании этого слова, мнение профессионалов в этой области, как, предельно близких моему мироощущению (Паолы Дмитриевны Волковой, например, или Ирины Александровны Антоновой), так и противоположных ему, сохраняя, при этом свой, авторский взгляд, отношение, интонацию.

Чаще всего, герои моих рассказов, не просто знаменитые, гонимые и непризнанные когда-то, а сейчас известные всему миру Художники, а собеседники, собратья по цеху, понятные мне и близкие люди, товарищи, учителя…

Иногда, лекции носят импровизационный характер, иногда – это хорошо продуманное, срежиссированное действо, почти спектакль, имеющий свои прологи, эпиграфы и эпилоги, развитие и драматургию. Фрагменты как известных, так и малоизвестных художественных фильмов, телевизионных и видеопрограмм, изображения живописных и графических работ, стихи, отрывки и цитаты из различных книг и монографий, живые комментарии.

В процессе подготовки к лекциям и погружения в ту, или иную эпоху, биографию, судьбу, иногда я пишу стихи. Их набралось уже не мало – о Пикассо и Ван Гоге, Леонардо да Винчи и Сезанне, Матиссе и Шагале, Фриде Кало и Диего Ривере, Модильяни и Жанне Эбютерн.

Образы и произведения Босха и Караваджо, Веласкеса и Питера Брейгеля, Феофана Грека и Андрея Рублёва, Рембрандта и Клода Моне присутствуют в некоторых из них, в частности, в стихотворении, посвящённом Паоле Волковой. В нём, как мне кажется, сформулированы достаточно важные вещи…

На мой взгляд, культура – это единственное, что нас, действительно, может объединить и объединяет, ещё пока…


НАДЕЖДА

            Паоле Волковой посвящается…

Бомбят Алеппо, Паола Дмитриевна.
В Пальмире взорваны все «мосты».
И спины тех, кто смотрел на «Гернику»
В витринах Вечности отражены.
И Феофана взгляд всё безжалостней,
А Босха ласковей с каждым днём.
Сад наслаждений в эпоху праздности
Подогревается адским огнём.

Корабль плывёт.
Дурак сидит на мачте.
Мадонна в гроте вытерла стопу…
Кто знает, что там впереди?
Что замаячит...?

Пока кувшинки плавают в пруду,
Тропинка вьётся между кипарисов,
Подсолнухи горят и фрейлина, в анфас,
Так смотрит вдумчиво…
И блудный сын к отцу, прижавшись, плачет,
И чаша на столе стоит,
Надежда есть у нас…

27.02.2016

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Tags: Рассказы о художниках, Своё - чужое..., Стихи и тексты, Текущее...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments