Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

***



МЕНИНЫ

О, мой бедный Веласкес,
О, великий Веласкес,
Как она смотрит
Эта инфанта,
Как она смотрит на нас –
Эта девочка,
Эта Маргарита-Тереза,
Это дитя…
Какое серебристо-золотое у неё платье и атласные банты,
Какие удивительно подвижные и живые на нежном и детском лице глаза.
Сейчас вот, кажется, пробежит по её губам улыбка, –
Она папе и маме, наверное, что-то хочет сказать.
Папа её – король Испании, но это не так уж важно.
Важно то, что её окружают фрейлины –
Девушки, которым положено многое знать…
Разные правила дворцового этикета,
Как, к примеру, поднести на блюдце наследнице трона кувшинчик с водой.
Когда нужно присесть, куда посмотреть, и что на улице – лето,
И что нельзя Маргарите ни на минуту оставаться одной.

Справа карлица Мария Барбола показывает нам свою награду.
У ног её ко всему безразличный, усталый и пегий пёс.
Его дразнит, слегка поставив на него крохотную ногу,
Ещё один придворный карлик, уроженец Италии,
Скорее всего, забавы ради, а не всерьёз.
А на заднем плане дверь приоткрыл гофмаршал.
Свет так и струится из проёма этой двери.
За фрейлиной Изабеллой стоит Марсела де Уллоа – монашка.
Рядом, скрестив руки, сопровождающий инфанту и дам дворянин.
В зеркале на стене отражается королевская пара –
Филипп IV – король планеты, как его называли льстецы,
С супругой своей Марианной Австрийской, своей племянницей
Они – только пятна, на этой зеркальной поверхности…

Тссы…

А слева в углу у большого холста стоит художник.
Боже, как же он устал, какая в глазах тоска.
Голову наклонил слегка набок,
Словно этот пёс на переднем плане,
Что щурится от яркого света музея Прадо…
Смотрит как будто бы мимо нас, –
И на кой ему это рыцарство?
Эти кресты и бумажки,
Эта поездка во Францию,
Эта постоянная необходимость кому-нибудь да угождать?
Как ты свободен на самом деле от всего от этого, Веласкес.
Ты – другой, и это давно уже чувствует дворцовая знать…

Но эта девочка – сколько непосредственности в этом её невольном жесте,
Сколько ожидания и любопытства в этих больших глазах .
Любая другая просто стояла и улыбалась бы на её месте,
А она смотрит на нас словно заблудилась во времени, в зазеркалье, в пространстве, в иных мирах.

Потому что не Филиппа с Марианной Австрийской пишет Веласкес,
Нет, не отражающуюся королевскую пару династии Габсбургов
на зеркальной стене.
Это нас с тобой изображают расположенные на палитре краски
С помощью тонкой кисточки застывшей в его руке…

Это мы с тобой находимся внутри картины,
Внутри этого пространства студии-комнаты-мастерской.
Это про нас, стоящих напротив холста, написаны им – «Менины»,
С этой девочкой в центре комнаты, теперь уже вечно живой…

Это на нас она смотрит с таким неподдельным вниманием и интересом –
Кто мы такие, откуда, куда мы идём ?
Эта инфанта, девочка, золотое дитя, принцесса,
Из столетья семнадцатого – уже вне всяких времён…

12-13.06.2017



Диего ВЕЛАСКЕС - Менины (фрейлины).1656 год. (фрагмент работы)

Tags: Рассказы о художниках, Своё-чужое, Стихи и тексты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments