Олег Фёдоров (yugeneonil) wrote,
Олег Фёдоров
yugeneonil

Categories:

ЛУКОМОРЬЯ БОЛЬШЕ НЕТ…


Драконы, как известно – не перевелись
и убивать их, судя по всему, бессмысленно...
Мюнхаузены превратились в Феофилов.
Принцессы повзрослели,
и при мысли о том, что увидят Медведя вместо прекрасного юноши – уже не падают в обморок.
И стоит ли его вообще целовать?
Да и что может предложить этот самый Медведь?
Вечную любовь?
Не актуально…
Современным принцессам нужны дворцы и кареты, да побольше…

Бендеры утратили свою поэтическую и авантюрную составляющие и стульев не ищут. Да и зачем их искать, когда, действительно, под ногами всё валяется, надо только подобрать, или пробурить, просто нагнуться. Или прогнуться, что в принципе – уже не важно.

Остап Ибрагимович с годами превратился в Министра-администратора, самого реалистического и перспективного Захаровского героя (или антигероя), если про Драконов, конечно, не вспоминать…

Великаны и лилипуты разбрелись и разбежались по своим углам. Одних не видно – из-за огромного роста. Ведь чтобы увидеть – надо поднять голову вверх, а этого никто не делает уже. Всем нужны Домики с садом, поэтому ни вверх, ни под ноги смотреть нельзя – только вперёд… Лилипутов почти всех передавили в суматохе.

Формулу любви так и не нашли, зато Калиостро стал профессиональным экстрасенсом и выступает теперь на телевидении под разными псевдонимами и лицами…
Свифт – практически никому уже не интересен.
Не надо задаваться лишними вопросами. И вообще – кто это, действительно, на самом деле - эти самые Гуигнгнмы? Уж не враги ли? А вот мы их…!

А Марта? Марта…? Сегодняшняя Марта предпочла бы, наверное, цветочную лавку, а не лестницу в небо и сухой порох…

«Любовь – это теорема, которую нужно доказывать каждый день». Красивые слова, да… Но, дано не каждому.

Захаров вместе с Гориным, Свифтом и Шварцем – был печальным пророком. Сказочником-реалистом. Я бы так сказал. Очень реалистическим иносказателем…

Но, дававшим надежду. До поры до времени. Когда понял, что давать уже нечего – замолчал. На тридцать лет. Конечно, были спектакли. И какие! Но кто их видел? Пол процента населения страны? А, фильмы видели все. Ну, или почти все, учитывая подрастающее поколение, которому, возможно, всё это уже не очень интересно. Пшикалок не хватает, агрессивного монтажа, спецэффектов.

Нет уже ни Данелии, ни Рязанова, ни Любимова, ни Говорухина, ни Гайдая, ни Дормана, ни Басова, ни Хуциева, ни Товстоногова, ни Гончарова, ни Тарковского, ни Шукшина, ни, ни, ни…

Кто-то скажет – зачем в один ряд поставил? Да, нет. Всё правильно. Один ряд. Просто у каждого свои миры и антимиры были. Все вместе создавали удивительную многоцветную и многослойную картину Вселенной этой уходящей Эпохи Уникального, я бы даже сказал - Сказочного Возрождения (Советского Ренессанса), которая началась с приходом Оттепели. Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко, Рождественский, Рубцов, Окуджава, Вампилов, Володин, Таривердиев… Перечислять можно бесконечно.

У нас была Великая эпоха. Действительно, Великая. И Прекрасная. Потому что были эти люди. Уже не будет…
И каждый Новый год был ожиданием Чуда. Обыкновенного и необыкновенного. Не будет уже. Увы…

Выходили из избы
Здоровенные жлобы,
Порубили все дубы на гробы.

Ты уймись, уймись, тоска,
Душу мне не рань!
Раз уж это — присказка,
Значит дело — дрянь.

(Владимир Высоцкий)

Р.S.

Спасибо, Марку Захарову за сказку, за иронию, за здоровой скептицизм, за печаль, за чудо – существования в одном Времени, в одной Эпохе. За ожидание волшебства, за новогоднюю ёлку, за крутящиеся елочные игрушки и шарики, в которых отражались лица героев Абдулова, Миронова, Леонова, Симоновой, Броневого, Янковского, Купченко… За изумительную музыку, наполнявшую его фильмы и спектакли, за любимые песни…

Низкий поклон.

И аплодисменты.

"И боль, и смех, и тень, и свет -
В один костер, в один пожар"...

Захаров всегда напоминал мне Брехта. Лоб, профиль...

"Обыкновенное чудо" когда-нибудь признают одним из лучших фильмов всех времён и народов - по крайней мере, я в это верю.

Юлий Ким в тексте Песни Волшебника гениально сформулировал природу творчества, как таковую:

"Из миража, из ничего,
Из сумасбродства моего -
Вдруг возникает чей то лик
И обретает цвет и звук,
И плоть, и страсть!"

На лекции о Магическом Реализме я всегда цитирую эти стихи и показываю фрагменты из трёх Захаровских фильмов. Всего их было шесть. Блистательный Андрей Миронов с Папановым в "12 стульях", "Чудо", Мюнхаузен", "Формула", "Свифт", "Дракон"... Последние два - не весёлые совсем...

Из телеспектаклей - "Хория" мне очень нравился со Збруевым по И. Друцэ. В театральной папке лежат программки Ленкома разных лет - отцовские и мои. "Тиль", "Вор", Юнона", "Звезда и смерть" и другие...

"Что было, то было... Прошло."

Проститься хотелось светло, но не вышло...

И ещё раз - за всё - спасибо!

28.09.2019

Tags: Азбука кино, Вневременное, Текущее...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments