Венеция

* * *


Эдуард МАНЕ - 08 - Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882 год.jpg
                                 «Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил,
                                                       можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди».
                                                                                              Эдгар Дега



ОЛИМПИЯ

Она – Олимпия,
И смотрит на тебя.
В ней нет стыда.
Смущения – ни тени.
И так естественно она обнажена
Вне всяких правил,
И канонов времени…
Что кажется,
Сейчас произнесёт:
– Тебе я нравлюсь?
Что застыл у двери?
Ты думал, что я девка?
Идиот.
Царица я.
Несчастный –
На колени.

И понимаешь, вдруг, –
Как прост сюжет!
Нет, не она, –
Ты перед ней раздет…

9.10.2017

Collapse )
Венеция

* * *

БАР В ФОЛИ-БЕРЖЕР

Бар в Фоли-Бержер,
Бар в Фоли-Бержер.
На часах давно
За полночь уже.
Ты стоишь одна –
За спиною зал
Отражается
В глубине зеркал.

Нынче в кабаре
Нет свободных мест.
Нет свободных слуг,
Нет свободных дам.
Напрягая слух,
Слышишь ты сквозь гул,
Как звучит оркестр,
Словно ты не здесь…

Collapse )


Эдуард МАНЕ - Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882 (Институт искусства Курто, Лондон)

Венеция

* * *



КЛОД МОНЕ

Кувшинки, кувшинки, Камилла, мосты.
Казалось бы драмы совсем никакой.
Лишь блики от солнца, стога в Живерни,
Художник с густой и седой бородой.
Руанский собор – утром, вечером, днём,
И скалы в Бель Иль, и под снегом земля.
Казалось бы, что уж таково-то в нём?
Закаты, туманы, поля, тополя.

Вокзал Сен-Лазар, – пар над крышей застыл.
Заросший травой и кувшинками пруд.
Сюжеты знакомы, мотивы просты.
Казалось бы, что уж таково-то тут?

Collapse )

Венеция

* * *

ПИРОСМАНИ

О, Пиросмани Нико –
Снится тебе Маргарита,
Та, что теперь укрыта
Тьмой с елисейских полей.
Сердце твоё разбито.
Порвана эта нитка.
О, Пиросмани Нико,
Ты сам не свой и ничей.

Кротки глаза оленя,
Ярко горят поленья,
Снова в духане – петь им,
Пить в этот жаркий день.
Рты у мужчин открыты.
Где твоя Маргарита?
Хоть бы одну открытку…
Думать об этом лень.

Collapse )


Нико ПИРОСМАНИ - Лекарь на осле. Картон, масло, 89x100 (ГМИ Грузии, Тбилиси)
Венеция

Немецкий цикл

В августе 2017 года я вместе с группой тюменских художников съездил в Германию (Нижняя Саксония), по приглашению «Kunstkreis Rhauderfehn e.V.» с выставкой "Любовь к искусству", или "Мосты объединяют". Поэтический отчёт об этой поездке - ниже. Также, много было сделано рисунков и набросков за эти две недели. Часть из них, при желании, можно посмотреть в этом альбоме.

В РАУДЕРФЕНЕ

В Раудерфене
Не ботают по фене.
Здесь живут почтальоны,
Судовые механики и фермеры.
Симпатичные и доброжелательные люди,
Далёкие от прибоя мирового арт-рынка –
Вильке, Эрвин, Андреа, Йорк, Хармут, Элли, Улла, Карл и Герлинда
Вдоль каналов пришвартованы кораблики с палубами
Выкрашенными краской цвета брюквы.
Их соединяют небольшие мостики, –
Мост по-немецки это – брюкке. *
Напротив ратуши стоит высокая старинная кирха.
По вечерам здесь, чаще всего, достаточно тихо.
Где-то неподалёку бушуют волны Северного моря
Такое ощущение, что люди, живущие здесь – не знают горя.
Всё очень упорядочено, ухожено и вычищено –
Не встретишь валяющегося на земле окурка.
И уж тем более какого-нибудь человека
Со взглядом или внешностью урки.

Collapse )
Венеция

***

ГОЙЯ

Ничего не слышать,
Ничего не слышать,
Ничего не слышать.
Ни молитв, ни музыки,
Ни этого жалобного пения
Не хочу.
Где-то птица вскрикнула,
Где-то ветка хрустнула,
Где-то пуля свистнула.
Кто-то снова дочь свою
Отдаёт на поругание
Палачу.

Collapse )


Франциско ГОЙЯ - Автопортрет в очках (ок.1801), Собака. фрагмент росписи (1819-23)



Венеция

***

ОДИНОКИЙ ВЕЛОСИПЕДИСТ

Одинокий велосипедист
Выезжает поздним вечером
У него под седлом мигает
Маленький фонарик красным светом
Передвигается он относительно медленно
Очень равномерно крутит педали
Когда я встречаю его
Мне кажется – ему всё равно куда ехать

Collapse )
Венеция

***

ПРО ЛЮДОЕДСТВО

Людоед Сталин нынче снова в чести.
Слишком много в людях осталось ещё ненависти
К самим себе, окружающим, далёким, близким, чужим.
Некоторые души, по всей видимости, отлиты из чугуна,
Некоторые сделаны из жести…
Куда идём, за чем бежим?
У этой пропасти нету дна,
А значит
И не предполагается
Никакой спасительной лестницы…

Collapse )

Венеция

* * *



БОТТИЧЕЛЛИ

        Памяти Паолы Волковой

Линии плеча
Виолончели
Звуки
Шеи изгиб
Симонетты Веспуччи
Глаза её
Лоб высокий…
Не надо Сандро
Себя не мучай
Она прекрасная дама
Брата Лоренцо Великолепного
И друга твоего – Джулиано
И вообще она замужем
Так что – не повезло тебе…
Лучше

Запечатлей
Боттичелли
Эти линии виолончельные
Эти звуки и вечные струны женской души
Эту загадку создания
Мироздания
Эту тайну рождения
И прорастания
Из пены морской
Из раковины
Из тишины

Collapse )



Сандро Боттичеллии - Весна (Primavera) 1482 год.
Венеция

* * *

КАРАВАДЖО

Однажды
Караваджо
Сказал кардиналу
Франческо Дель Монте:
– Живопись – это жажда,
Любовь – это жажда.
Хочу утолить и то и другое.
Вином ли, красками,
Поцелуями, или холстами,
Честное слово – не важно.
Я благодарен Вам за приют, кардинал,
И понимаю, что пропасть лежит между мною и Вами,
И я исчезну однажды.

Collapse )



Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год.